Саундбары нынче в тренде. Ничего не слышали об этих устройствах, наверное, лишь самые нелюбопытные. Все началось лет десять назад — и c тех пор саундбары (звуковые проекторы, звуковые панели) уверенно занимают первые строки в отчетах маркетинговых агентств, анализирующих рынок. Они отлично сочетаются с современными плоскими телевизороми, обеспечивая их вполне достойным звуком, но готовы работать и самостоятельно в качестве музыкального центра — и это лишь часть их возможностей.
Идея пространственного звучания
Сейчас уже мало кто вспомнит, но когда-то предтечей саундбаров были звуковые проекторы. И тогда разработчики аудиосистем озадачились вовсе не соответствием акустики плоским телевизорам. Ведь плоских телевизоров тогда было не так уж много. Преследовалась иная благородная цель — создать пространственное звучание из одного небольшого устройства. Способы это сделать на примитивном уровне известны еще со времен первых моделей — представителей компактного стерео. Тогда изготовители кассетных магнитол (особенно двухкассетных) нередко включали в число своих функций так называемое расширение стереобазы — его еще называли wide stereo.
Это была простейшая схема, в лучшем случае создававшая частотно-зависимые фазовые изменения сигнала. Возникал этакий «космический» эффект. Публике функция понравилась — тему стоило развивать!
Первые звуковые проекторы
В конце девяностых многие создатели домашнего аудио — в частности, компании Pioneer и, в особенности, ilvers-audio — озадачились получением более впечатляющего пространственного эффекта. Тогда-то и появились первые звуковые проекторы — например, Pioneer PDSP-1. Идея, лежащая в основе такого саундбара (самого термина, правда, тогда еще не было), состояла в том, чтобы расположить в нем побольше динамиков, каждый из которых управлялся компьютерной системой.
Все вместе они, используя явления интерференции и отражение звука от плоских поверхностей стен, с тем или иным успехом эмулировали пространственное звучание, окружение звуком, создавая виртуальные источники вокруг слушателя. Тут и проявились потребности, вызванные массовым тиражом первых плоских плазм, а за ними — еще более массовых (и еще более плоских) жидкокристаллических телевизоров. Плоские — это, конечно, здорово, и качество изображения тоже впечатляло. А вот качество звучания плоского телевизора не может быть высоким по определению.
Дальше идут сложные акустические выкладки, которые мы опустим и перейдем к тому факту, что к плоскому телевизору хорошо бы добавить какой-то источник более полномасштабного звука. И в этом смысле звуковой проектор (а вернее, все-таки уже саундбар) пришелся как нельзя кстати. Справедливости ради, признаем, что основной причиной успеха стал формфактор устройства — вытянутый корпус, соизмеримый с шириной телеэкрана.Пространственное звучание с этих пор стали упоминать не столь часто. Зато система обеспечивала уверенное стерео либо два стереоканала плюс центральный канал — вполне в приличном качестве. Именно в этом состоянии саундбар и пребывает к настоящему времени. Он стал импозантен, универсален и разнообразен. Рассмотрим же различные примеры саундбаров и их возможности.
20.09.21