Саундбары появились на полках магазинов сравнительно недавно, и появление их неразрывно связано с совершенствованием телевизоров. С каждым годом последние становятся все тоньше и «безрамочнее». Выглядят современные телевизоры довольно эффектно, но вот полноразмерным динамикам в тонких корпусах совершенно не находится места. В результате звук многих даже топовых телевизоров уступает по качеству многим бюджетным системам.
Первоначально для решения проблемы предлагалось использовать аудиосистемы домашних кинотеатров – и, наряду с применением аудиосистем формата 5.1, этот способ оснащения телевизора хорошим звуком до сих пор остается наилучшим. Однако размещение элементов домашнего кинотеатра связано с некоторыми сложностями (прокладка проводов, установка сателлитов), да и вообще возможно не в каждом помещении.Любой разбирающийся в аудиотехнике человек заметит, что левый и правый канал саундбара разнесены на совсем небольшое расстояние. Закономерным проявлением этой особенности является ослабление стереоэффекта. Производители это понимают и используют в саундбарах множество технологических решений для улучшения стереоэффекта:
Разное ориентирование фронтальных и боковых динамиков призвано использовать отражение звука от стен, потолка и пола комнаты для создания «виртуальных» боковых колонок. Простое решение, но не самое эффективное – качество звука такого саундбара сильно зависит от формы и размера помещения. Использование нескольких динамиков на каждый канал. Динамики могут быть по-разному ориентированы для создания «виртуальных» колонок, кроме того, производится цифровая обработка звука для улучшения стереоэффекта: в одном динамике из пары сигнал идет с небольшим сдвигом по фазе так, чтобы звук, идущий прямо к слушателю, глушился, а уходящий в стороны – усиливался. Это позволяет увеличить расстояние между мнимыми источниками звука.Технология SDA также использует несколько динамиков на каждый канал; одна из боковых колонок генерирует звук в противофазе к одной из колонок колонке другой стороны. Это требует больших вычислительных мощностей, но при этом позволяет максимально разнести мнимые источники звука.К сожалению, все эти технологии требовательны к размерам помещения и к положению слушателя.
Утверждение о возможности создания саундбаром объемного звука часто вызывает неприкрытый скепсис – как аудиосистема без тыльных колонок может это делать? Скептики как-то упускают тот момент, что аудиосистема самого человека (его уши) стереофоническая, а вовсе не объемная. У нас нет ушей на лбу или на затылке, поэтому представление о том, расположен источник звука сзади или спереди, сверху или снизу, мы получаем благодаря «процессорной» обработке звуков, услышанных левым и правым ухом. Ушные раковины по-разному искажают звук, идущий с разных сторон, мозг это «знает», и, анализируя искажения, определяет направление на источник звука.Имея математическую модель искажения звука в ушных каналах и в голове, можно с помощью обычной стереосистемы создать мнимый источник звука в любой точке пространства. Эта математическая модель носит название HRTF (Head Related Transfer Function – «Передаточная функция головы»). Технология, использующая HRTF для создания объемного звука, сложна и дорога в реализации, но её применение позволяет стереосистеме без тыльных динамиков создать мнимые источники звука в любой точке пространства.
А теперь «вернемся на землю». Все эти технологии сильно удорожают устройство, поэтому многие саундбары представляют собой просто пару маленьких колонок в одном длинном корпусе и ждать от них лучшего звука, чем от похожей пары обычных колонок, не стоит. Даже такой важный показатель, как количество каналов, применительно к саундбарам мало говорит о качестве и объемности звука. Поэтому выбирая саундбар, надо четко представлять себе, что вы желаете получить – хоть какое-то улучшение звука телевизора, качественную стереосистему или замену домашнего кинотеатра? И подбирать характеристики саундбара с учетом желаемого результата.
Характеристики саундбаров
Количество каналов акустической системы приводится в виде Х.Y, где Х – количество каналов («колонок») самого саундбара, Y – наличие низкочастотного канала.
2.0 – саундбар без сабвуфера – наиболее простой вариант «озвучки» телевизора. Минимум элементов, минимум забот по установке. Однако выдающихся басов от такого устройства ждать не стоит – форма саундбара сильно ограничивает диаметр динамиков, что не лучшим образом сказывается на качестве воспроизведения низких частот.2.1 – два канала в саундбаре+сабвуфер – наиболее распространенный вариант. 3.1 – саундбар этого формата внешне не отличаются от 2.1 – та же звуковая панель плюс сабвуфер. Разница в том, что такие модели способны воспроизводить многоканальный звук dolby stereo (dolby surround), содержащий 4 канала: левый и правый для музыки и эффектов, центральный для диалогов и четвёртый — объёмный. В саундбаре 3.1 боковые каналы, использующиеся для воспроизведения фоновых звуков, дополнены центральным – для диалогов и для звуков, связанных с центром сцены. Четвертая – объемная – дорожка в таких системах игнорируется или микшируется с остальными.
5.1 – эти саундбары как-то обрабатывают и объемный звук (или делают вид, что обрабатывают). В домашних кинотеатрах и компонентных аудиосистемах формата 5.1 объемный звук идет на тыльные колонки, но в саундбарах тыльных колонок нет, и каждый производитель сам решает, что делать с этой звуковой дорожкой: просто подмешать к боковым или предварительно обработать по какому-то алгоритму. Соответственно, результаты могут быть самые различные. В любом случае, что цифры 5.1 (7.1, 8.1 и т.д.), что «поддержка 3D» в характеристиках ничего не обещают в плане объемности и стереофоничности звучания – они лишь говорят, что саундбар не игнорирует дорожку объемного звука dolby stereo, а что-то с ней делает.
Впрочем, встречаются саундбары формата 5.1, у которых есть пара тыльных колонок – такие системы ближе к домашним кинотеатрам и аудиосистемам 5.1. Обратите внимание, что не у всех саундбаров наличие низкочастотного канала подразумевает сабвуфер. Кроме того, расположение сабвуфера в саундбарах также может быть различным - как отдельным, так и встроенным. Выбирая саундбар со встроенным сабвуфером, имейте в виду, что большой низкочастотный динамик сабвуфера сильно увеличивает габариты устройства – такие саундбары уже больше похожи на полки. А если размеры модели со встроенным сабвуфером невелики, то под вопросом становится качество воспроизведения басов. При выборе модели с отдельным сабвуфером обратите внимание на способ его подключения к аудиосистеме: беспроводное подключение сабвуфера значительно упрощает установку аудиосистемы.
Обратите внимание на способ подключения сабвуфера – на его входы.
AUX – аналоговый вход для подключения аудиотехники. Обычно подразумевается 3.5 или 6.3 мм разъем jack («джек», TRS, TRRS). К нему можно подключить большинство смартфонов, плееров, ноутбуков, планшетов и компьютеров. Также это может быть пара разъемов типа RCA (тюльпаны). Однако разъем AUX способен передавать в лучшем случае стереозвук, объемный звук по такому разъему не передается. Обратите на это внимание для саундбаров формата 3.1, 5.1 и выше – при подключении их через разъем AUX объемного звука не будет.S/PDIF coaxial – внешне неотличим от аналогового RCA но используется для передачи цифрового звука, в т.ч. многоканального. Для соединения по этому стандарту можно использовать обычные RCA-кабели небольшой длины (до 50 см). На большие расстояния следует использовать коаксиальный 75 Омный кабель.
S/PDIF optical (Toslink) – оптический разъем цифрового стандарта S/PDIF. Менее подвержен воздействию помех, чем коаксиальный.
USB - разъем для передачи цифровых данных широкого профиля, может применяться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Перед использованием этого разъема следует уточнить в инструкции – для чего он предназначен. На саундбарах он чаще применяется для подключения носителей (флешек) с музыкой и фильмами, иногда его можно использовать для подключения саундбара к компьютеру. Подключить саундбар к телевизору через USB не получится. HDMI – современный разъем для высокоскоростной цифровой передачи аудио- и видеоданных, поддерживающий многоканальный звук. Именно этот разъем предпочтительнее использовать для получения качественного звука.
Ethernet (RJ-45) может применяться для интеграции саундбара в домашнюю сеть и подключения к другим медиаустройствам, имеющим аналогичный разъем или поддержку Wi-Fi.
Беспроводные интерфейсы заметно облегчают подключение устройств, и саундбары не являются исключением. Однако у беспроводных технологий есть свои особенности, которые следует учесть, чтобы избежать снижения качества звука.
Bluetooth и Wi-Fi могут с успехом заменить аудиокабель, тем более, что этими интерфейсами снабжается все больше телевизоров.
Саундбары, способные подключаться к локальной сети через Ethernet или Wi-Fi могут также иметь поддержку DLNA – технологии, упрощающей обмен медиаконтентом с другими устройствами.Подключение саундбара по NFC производится максимально просто – для этого достаточно всего лишь поднести к нему устройство с поддержкой этого интерфейса.
Общая выходная мощность влияет на максимальную громкость саундбара. Устройства общей мощностью до 100 Вт подойдут для «озвучки» домашних телевизоров, установленных в комнатах небольшой площади - до 20м2. Для комнат побольше и саундбар потребуется помощнее - в 200-300 Вт. Саундбар мощностью от 300 Вт подойдет для больших помещений площадью от 50 м2.
Мощность сабвуфера должна быть примерно вдвое больше, чем мощность самого саундбара – только в этом случае его звук не будет «проседать» на максимальной громкости. Т.е. если общая выходная мощность системы составляет 300 Вт, то 200 из них должны приходиться на мощность сабвуфера, и только 100 – на мощность звуковой панели (без сабвуфера). Если это не так, то с увеличением громкости басы начнут пропадать.
Ширина панели многими подбирается исходя из эстетических соображений (например, по соответствию ширине телевизора). В то же время, чем больше ширина панели, тем дальше могут быть разнесены правый и левый каналы, и тем сильнее будет проявляться стереофонический эффект.
30.04.21